29.07.2019
Возрождая ценность Гэсэриады
В первый день Гэсэриады в актовом зале детской школы искусств состоялась областная научно-творческая конференция с международным участием: «Бурятская Гэсэриада: сакральная традиция и тэнгристская мифология».
Приветствовали присутствующих мэр Осинского муниципального района кандидат педагогических наук Виктор Мантыков, модератор конференции, доктор педагогических наук, доцент Мария Васильева, директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья Александр Амагзаев, Президент Осинско-Боханского землячества «Нютаг» Валерий Анганов.
В составе президиума работу вели Виктор Мантыков, Александр Амагзаев, также ведущий и главные научные сотрудники, доктора филологических наук института монголоведения, буддологии и тибетологии г. Улан-Удэ Баир Дугаров и Людмила Дампилова.
Первым доклад на тему: «Образ Гэсэра в фольклорно мифологической традиции бурят» читал Баир Сономович Дугаров. В своём выступлении он говорил о Гэсэре - сыне неба, солярном герое, сказителях и связи с шаманизмом.
-Гэсэр принадлежит к основным эпическим персонажам, возникших на почве эволюции мифологических образов героев. В эпосе он представляет из себя «сверхъестественное существо, бога». Сказители верили, что Гэсэр не терпел плохих рассказчиков о себе и наказывал их, а хороших мог брать себе на небо. Главной идеей этого произведения является нисхождение сына небожителя в земной мир для борьбы с распространившимся здесь злом, - говорил Баир Сономович.
О бурятских вариантах Гэсэриады, особенностях локальной эпической традиции говорила стажёр Людмилы Дампиловой,____________________________ Аюшеева.
Рассмотрев основные варианты эпоса «Гэсэр», изучив различные точки зрения учёных об особенностях бурятских версий, Людмила Санжибоевна пришла к выводу, что эхирит-булагатский улигер отличается от всех близостью к монгольским и бурятским эпическим традициям. Каждый сказитель, согласно своим каноническим традициям и историческим составляющим, трансформирует, сокращает или добавляет элементы, мотивы и главы в целом, не нарушая композиционную целостность эпического текста.
Интересным, на мой взгляд, был доклад младшего научного сотрудника отдела литературоведения и фольклористики института монголоведения, буддологии и тибетологии, кандидата филологических наук Ольги Хандаровой об образе Гэсэра в стратегии национального брэндинга Республики Бурятия.
Ольга Владимировна отметила, что сегодня существует проблема некоторого вытеснения эпоса «Гэсэр» из культурной жизни Улан-Удэ и Республики Бурятия. Хотя в среде научной общественности нет никаких сомнений о статусе этого выдающегося памятника культуры.
-Раздумывая над проблемой такого несоответствия в научном и информационном пространстве, мы попытались нащупать пути выравнивания этого дисбаланса и решили, что необходимо создать национальный брендинг, брендинг территорий, мест. Как справедливо отмечает А.Тюкаркина, национальный бренд можно считать удачным, если он не только живёт в сердцах местного населения, но и транслирует его. В этом смысле пример с Гэсэром и Гэсэриадой однозначно можно считать удачным. Празднование тысячелетия Гэсэриады в 1995 году показало, что эпос является по-настоящему народным.
Для известности бренда территории необходимы три составляющие: стратегия, менеджмент и символические события. Событийная составляющая оказывает сильное влияние на развитие территории, в том числе на развитие экономики, поскольку культурные мероприятия могут быть не только престижными, но и прибыльными. Ну, и яркие события оказывают положительное влияние не только вовне (укрепление репутации, развитие туризма), но и внутри (рост местного патриотизма), - сказала Ольга Владимировна и привела несколько примеров успешных проектов брэндинга мест. Таких как город Мышкин, Суздаль, Великий Устюг, Пермь. Например, в г. Мышкин, расположенном на берегу Волги, на пути следования круизных теплоходов, туроператоры просто договорились причаливать на мышкинской пристани. В городе поняли, что туристам нравится атмосфера застывшего во времени уездного городка, и стали создавать специальные провинциальные музеи. С 1996 года здесь проводится фестиваль мыши.
Заместитель начальника Осинского управления образования Павел Барлуков начал своё выступление с исполнения отрывка из эпоса «Гэсэр». В своём докладе он как раз говорил о носителях и исполнителях эпических произведений бурят. Он отметил занимательную параллель: сказитель-певец-морин-хур, эпический герой – преданный конь. Что сказитель отождествляет себя с главным действующим лицом эпопеи, а его музыкальный инструмент, которым сопровождает исполнение сказаний – его конь, друг. С ним он покоряет сердца слушателей, а эпический герой вместе с конём побеждает злейших врагов, которые распространяли мрак и боль среди его народа.
-Среди носителей и исполнителей эпических произведений были люди разного потенциала и исполнительского стиля, но всех их объединяло одно бережное и аккуратное отношение к унаследованному тексту, - сказал докладчик.
Интересными были выступления докладчиков доцента, председателя Союза композиторов Республики Бурятия Ларисы Санжиевой «Эпос Гэсэр в творчестве бурятских композиторов», нашей землячки, профессора Бурятского государственного университета доктора исторических наук Татьяны Санжиевой «Вариации в традиционной религии бурят в постсоветский период, доктора социологических наук, природопользования Зинаиды Даниловой (Социум и Гэсэр), аспирантки университета национальностей (г. Пекин) и РГТУ (г. Москва) Наранзандан «О состоянии изучения бурятского «Гэсэра» в Китае, заведующей кафедрой бурятской филологии, доцента, кандидата филологических наук Иркутского государственного университета Елены Шаракшиновой «Реконструкция бурятских народных обрядов фольклорными коллективами». Председатель Иркутской областной общественной организации «Центр бурятской культуры» Сергей Шоткинов на конференции рассказал о работе организации и поделился планами на будущее:
-В настоящее время Центр проводит работу с Правительством области, Законодательным Собранием Иркутской области и администрацией города по выделению земельного участка в Иркутске для строительства собственного здания, в котором располагались бы все творческие и спортивные структурные подразделения Центра.
Одной из возможных площадок для размещения такого здания является полуостров в месте слияния рек Иркут и Ангара. Здесь планируется также создание историко-этнографического парка «Тэнгри-парк» и строительство Дворца Гэсэра, - сказан он.
Среди докладчиков были и наши осинские педагоги Николай Хамгушкеев, Дарья Спасова Татьяна Маркова. Они говорили о Сур-Харбане в прошлом, о метапредметном подходе в изучении эпоса «Абай Гэсэр» и природоохранительной традиции бурят Улейской долины.
Специально к научно-творческой конференции организаторами мероприятия был издан сборник со всеми вышесказанными докладами, посвящёнными носителям и исполнителям эпосов, изученного образа Гэсэра, иносказательности, мифологической составляющей эпоса и краеведения.
В ходе обсуждения участники мероприятия отметили необходимость уделить более пристальное внимание теме мероприятия, которая должна стать одной из основных в долгосрочной стратегии изучения и сохранения Гэсэриады. И приняли резолюцию, где рекомендуют ежегодно проводить научно-творческую конференцию по Гэсэриаде, реализовать социально-исторический проект «Родина Гэсэра» - бренд Осинского муниципального района в 2019-2022 годы, установить памятники известных улигершинов в муниципальных районах округа, в том числе совместный памятник сказителю-гэсэршину Маншуду Имегенову и учёному-фольклористу Цыбену Жамцарано, издать нотный сборник произведений композиторов Бурятии, посвящённых Гэсэриаде, возобновить оперу «Гэсэр» А. Андреева в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета, создать ассоциацию гэсэроведов, переиздать в 2020 году эпос «Абай Гэсэр хубуун» сказителя М. Имегенова в записи Ц. Жамцарано на языке бурятского оригинала с переводом на русский язык, как выдающийся памятник эпической поэзии бурятского народа и т.д.
Надежда Эшметова