О работе с обращениями граждан

7 июня 2024

Информация прокуратуры

О работе с обращениями граждан

Работа с обращениями является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Ежегодно к нам поступает около 30 тыс. жалоб и заявлений и их количество увеличивается.

Данная тенденция объясняется прежде всего реальной помощью заявителям, освещением результатов работы в средствах массовой информации, доверием граждан к органам прокуратуры. Увеличению активности граждан также способствует возможность направления обращений посредством Интернет-ресурсов.

Большинство (76%) жалоб и заявлений разрешаются непосредственно прокурорскими работниками. Удовлетворяется каждое шестое обращение.

Наибольшее количество жалоб в органах прокуратуры области разрешено по вопросам нарушения законодательства об исполнительном производстве, в сфере ЖКХ, обеспечения безопасности дорожного движения, на нарушения жилищного, трудового, земельного законодательства, на нарушение закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при производстве предварительного следствия и дознания.

Между тем, необходимо разъяснить основные требования действующего законодательства и рекомендации по вопросам направления обращений в прокуратуру и иные органы власти.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами гарантированного Конституцией Российской Федерации (статья 33) права на обращение, регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

Согласно действующему законодательству обращения могут направляться в письменной форме или в форме электронного документа, а также излагаться уполномоченному должностному лицу в ходе личного приема.

В прокуратуре области организованы и функционируют «горячие линии» по вопросам защиты прав участников СВО и членов их семей, обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, по вопросам, связанным с прохождением отопительного сезона.

Иногда граждане сообщают по телефону, что они хотят оперативно направить жалобу или заявление, но не могут лично обратиться в органы прокуратуры по причине проживания в другом населенном пункте, невозможности покинуть рабочее место и в силу других причин.

Для этого в органах прокуратуры функционирует Единый портал органов прокуратуры Российской Федерации (ЕПП). Чтобы направить обращение в электронной форме необходимо зайти на официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет (epp.genproc.gov.ru), раздел «Интернет-приемная»», вкладка «Обращение в прокуратуру», выбрать орган прокуратуры (субъект, район куда направляется обращение) заполнить предусмотренные законом реквизиты и изложить суть вопроса. При направлении обращений через ЕПП предусмотрена автоматическая фиксация (присвоение номера обращению).

Кроме того, имеется возможность обратиться в органы прокуратуры с жалобой через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ).

Такие обращения могут быть направлены практически с любого гаджета в удобное для гражданина время. Поэтому количество электронных обращений ежегодно увеличивается и составляет около 1/3 поступивших обращений.

В обращении обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, адрес (почтовый или электронный - в зависимости от способа направления обращения), по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса. Письменное обращение должно также содержать личную подпись гражданина и дату.

Какого-либо обязательного образца (бланка) либо структуры обращения не существует. Главное, чтобы было понятно, кто обращается и по какому вопросу.

Между тем, нередко в обращениях отсутствуют сведения, достаточные для их полного, всестороннего и объективного рассмотрения (не указано где, когда и кем были нарушены права заявителя и иных лиц; какое процессуальное решение либо правовой акт обжалуется и т.д.).

Например, невозможно разрешить по существу заявление о невыплате заработной платы, если не указаны сведения о предприятии, допустившем указанное нарушение. Либо нельзя проверить судебное решение, сведения о котором в заявлении отсутствуют.

К обращению заявители вправе прилагать необходимые документы и материалы (как в письменном виде, так и в электронной форме). В ряде случаев указанные материалы позволяют сократить сроки проверки и оперативно принять меры прокурорского реагирования. За такую помощь мы всегда благодарны гражданам.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и в соответствии с полномочиями разрешают обращения о нарушении законов.

Обращения граждан, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, а также подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение семи дней направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением заявителя.

В целях оперативного разрешения обращений и во избежание увеличения сроков их рассмотрения (с учетом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуется адресовать жалобы и заявления непосредственно в соответствующую прокуратуру, либо уполномоченный государственный орган.