ДОКЛАД о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках Осинского муниципального района в 2022 году

14 февраля 2023

Экономика - Развитие конкуренции

ДОКЛАД о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках Осинского муниципального района в 2022 году

с. Оса                                                                                                                                     2022г.

Введение

Доклад о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках Осинского муниципального района за 2022 год подготовлен в соответствии с пунктом 46 стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года № 768-р (далее - Стандарт).

Доклад подготовлен в целях формирование прозрачной системы работы органов местного самоуправления Осинского муниципального района в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества,

В докладе представлены результаты мониторинга состояния и развития конкуренции на социально значимых и приоритетных товарных рынках, рассмотрены основные проблемы их функционирования. Доклад сформирован с учетом официальной информации Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области и оперативных данных структурных подразделений администрации Осинского муниципального района.

Решение об утверждении перечня товарных рынков в Осинском муниципальном районе принято постановлением администрации Осинского муниципального района от 24.11.2022 года № 759 «Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Осинском муниципальном районе и плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на территории Осинского муниципального района на 2022-2025 годы» и признании утратившими силу отдельных постановлений администрации Осинского муниципального района».

На официальном сайте Осинского муниципального района в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» создан тематический раздел «Развитие конкуренции» https://osaadm.ru/ekonomika/razvitie-konkurentsii/.

Сведения о внедрении стандарта

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля: 2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», в целях создания условий для развития конкуренции на товарных рынках, содействия развитию конкуренции в Осиском муниципальном районе, постановлением администрации Осинского муниципального района от 24.11.2022 года № 759 «Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Осинском муниципальном районе и плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на территории Осинского муниципального района на 2022-2025 годы» и признании утратившими силу отдельных постановлений администрации Осинского муниципального района» утверждены:

- перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Осинском муниципальном районе;

- план мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции в Осинском муниципальном районе (далее - «дорожная карта»).

В соответствии с «дорожной картой» перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Осинском муниципальном районе содержит 11 товарных рынков из перечня товарных рынков, согласно обоснованного выбора каждого рынка, описанием текущей ситуации, анализом основных проблем и методов их решения. «Дорожная карта» содержит: целевые показатели; мероприятия, направленные на достижение ключевых показателей; системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды; проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на товарных рынках для содействия развитию конкуренции в Осинском муниципальном районе.

1. Оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках

товаров, работ и услуг Осинского муниципального района

1.1. Рынок услуг дошкольного образования

На рынке услуг дошкольного образования Осинского муниципального района функционируют учреждения бюджетной сферы. Сеть дошкольного образования Осинского района представлена 23 образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования, из них 12 детских садов, 4 структурных подразделения, 5 НШДС и 2 дошкольные группы. В 66 группах в дошкольных учреждениях района в прошедшем учебном году было 1260 воспитанников. Доступность услуг дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» составляло 100%. На сегодня по району детей возраста от 3-7 лет, не охваченных дошкольным образованием, нет. Установленный Планом мероприятий: «дорожной картой» по содействию развитию конкуренции в Осинском муниципальном районе целевой показатель достигнут.

В 12 садах изучают бурятский язык 502 ребенка, а также татарский язык в детском саду №1 для 7 воспитанников. В условиях развития нашего многонационального общества изучение родного языка, начиная с дошкольного возраста, является одной из приоритетных задач образования. Таким образом, продолжается работа над разработкой программы мероприятий по созданию негосударственных организаций предоставляющих услуги дошкольного образования на территории Осинского муниципального района. Вместе с тем, заявлений об организации семейных групп от жителей Осинского муниципального района в администрацию муниципального образования не поступало. На основании вышеизложенного можно сделать вывод об отсутствии на территории муниципального образования базовых условий для

формирования реальной конкурентной среды на рынке услуг дошкольного образования.

1.2. Рынок услуг общего образования.

Рынок услуг общего образования на территории Осинского муниципального района в 2022 году представляют 16 образовательных организаций, из них:- 13 средних общеобразовательных школ, в которых 13 структурных подразделений: 5 НШДС и 8 НОШ, кроме того в 5 ОО есть структурные подразделения – детский - 3 основных общеобразовательных школ, в 2 из них есть дошкольные группы. В отчетном году всего класс-комплектов 280, что на 11 классов больше, чем в прошлом году. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием (отношение численности учащихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, к численности детей в возрасте 7-17 лет) составляет 99,9%. Образованием не охвачены 3 детей-инвалидов, имеющих медицинское заключение о невозможности обучения. Численность учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях 3864 человек, (в 2021 году – 3740 чел., в 2020 г. -3750 чел.), увеличение составило 124 чел. по сравнению с прошлым годом. 3864 учеников обучались по очной форме образования. Индивидуально на дому обучались 22 человека (в 2021 г.-19 человек, в 2020 г. – 23). Из 22 учащихся обучались по общеобразовательным программам 5 человек, по адаптированным программам - 17.

Конкурентная среда в сфере общего образования характеризуется доминированием муниципальных образовательных организаций. На основании вышеизложенного можно сделать вывод об отсутствии на территории Осинского муниципального района базовых условий для формирования реальной конкурентной среды на рынке услуг общего образования.

1.3. Рынок услуг дополнительного образования детей.

Дополнительное образование в Осинском муниципальном районе представлено: МБДОУ «Осинский Дом детского творчества», Осинская детско-юношеская спортивная школа им.В.В.Кузина», МБУ ДО «Осинская школа искусств». В Доме детского творчества на сентябрь 2021-2022 учебного года года обучались 1072 ребенка. Работали 37 объединений (72 группы). В 2022 году было проведено 30 мероприятий на муниципальном уровне, 23 мероприятия на региональном уровне, приняли участие в двух конкурсах международного уровня. В районном фестивале детского и юношеского творчества «Язык-душа народа» приняли участие 490 обучающихся и всех общеобразовательных организаций района; из них 20 победителей и 37 призеров.

В МБУ ДО «Осинская ДЮСШ им. В.В.Кузина» функционируют 9 отделений по видам спорта, число воспитанников составляет- 871. На конец 2021-2022 учебного года в ДЮСШ численность тренеров-преподавателей составляет 31 (штатных 15, совместителей 16). В течение 2022 года воспитанники ДЮСШ принимали участие в соревнованиях по разным видам спорта и достигли высоких результатов.

Работу с одаренными детьми в рамках дополнительного образования в районе осуществляют МБУ ДО «Осинская школа искусств».

В школе имеются 3 отделения:

- музыкальное: со специализациями фортепиано, народные национальные инструменты, ударные инструменты, инструменты эстрадного оркестр, эстрадно-джазовое пение и сольное народное пение.

- отделение изобразительного искусства: живопись, декоративно-прикладное творчество;

- отделение хореографического искусства: хореографическое творчество.

На 1.01.2023 года контингент обучающихся составляет 344, из них ДПОП- 131, ДООП - 213.

Для повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей необходимо развитие частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, что также позволит расширить ассортимент образовательных программ для детей и молодежи, хотя по результатам мониторинга население удовлетворено качеством услуг дополнительного образования.

1.4. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления.

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления в 2022 году представлен работой лагерей с дневным пребыванием детей на базе 16 общеобразовательных учреждений, продолжительность смены составила 21 календарный день. Оздоровлено 2250 детей. В МБУ ДЛ «Дружба» всего было организовано 3 сезона, продолжительностью 21 календарных дней. За 3 сезона отдохнули 300 детей из категорий многодетные и малоимущие семьи, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации. При проведении мониторинга выявлена удовлетворенность качеством и ценами предоставленных услуг детского отдыха и оздоровления. На основании вышеизложенного можно сделать вывод об отсутствии на территории Осинского муниципального района базовых условий для формирования реальной конкурентной среды на рынке услуг детского отдыха и оздоровления.

1.5. Рынок услуг розничной торговли препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на занятие фармацевтической деятельностью, а также медицинскими организациями, имеющими указанные лицензии, и их обособленными подразделениями.

Таким образом, поставку лекарственных средств на территории Осинского муниципального района осуществляют деятельность на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами 5 негосударственных организации и 1 государственная организация.

Общее количество объектов, расположенных на территории Осинского муниципального района, осуществляющих деятельность на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, составляет 7 ед., из них 1 расположено на территории сельских поселений (14 %).

1.6. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

В Осинском муниципальном районе перевозка пассажиров осуществляется по 4 автобусным муниципальным маршрутам регулярного сообщения. Перевозку пассажиров осуществляет МУП «Вектор» 2 маршрутными автобусами и 2 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица. Общее количество рейсов (в день) по автобусным маршрутам регулярного сообщения МУП «Вектор» составляет всего 2.

В рамках своих полномочий администрация Осинского муниципального района выполняют функции муниципального заказчика на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Сформирован перечень муниципальных маршрутов, связанных с осуществлением на территории Осинского муниципального района регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. Существенной проблемой, препятствующей развитию конкуренции в сфере перевозок пассажиров наземным транспортом, является высокая стоимость автомобильного транспорта и средств материально-технического обеспечения, невыгодные условия кредитования на приобретение основных средств и обновление парка автотранспортных средств.

1.7. Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

Уровень развития отрасли «Связь» в Осинском муниципальном районе позволяет предоставлять пользователям самые современные телекоммуникационные и информационные услуги практически в любой точке района. На территории района услуги телефонной связи предоставляют 7 крупных операторов: ПАО «Ростелеком», Нортком, Билайн, Теле 2, МТС, Мегафон, Йота. Основную долю услуг на рынке оказания фиксированной связи занимает ПАО «Ростелеком.

Потребности граждан муниципального района на данном рынке услуг указанные компании обеспечивают в полном объеме

1.8. Рынок реализации сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственным производством в Осинском районе занимаются 6 сельхозорганизаций, по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей составляет 119 (15% от общего количества в Округе), личных подсобных хозяйств – 6 359 (19%).

В валовой продукции сельского хозяйства района доля продукции животноводства составляет 77%, растениеводства - 23%.

В рамках государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019-2024 годы предусмотрена поддержка малых форм хозяйствования.

В Осинском районе за период действия Программ с 2012 по 2022 годы гранты получили 76 крестьянских (фермерских) хозяйства и 1 кооператив.

Таким образом есть проблема в реализации сельскохозяйственной продукции, хотя администрацией Осинского муниципального района регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки. В 2022 году прошли 50 ярмарок «выходного дня», 1 тематическая ярмарка и 2 сезонные ярмарки.

1.9. Рынок розничной реализации нефтепродуктов.

Рынок розничной реализации нефтепродуктов представлен на территории района следующими операторами «Роснефть», "КрайсНефть", «ГрадНефть».

Доля частных компаний является высокой, наличие на территории района разных операторов топливного рынка позволяет конкурентные условия при формировании розничной цены на нефтепродукты. При этом необходимо отметить автозаправочные станции имеются на территории двух сельских поселений.

1.10. Рынок розничной торговли.

На 01.01.2023 г. количество объектов розничной торговли на территории Осинского муниципального района составляет 133 единицы, из них 3 супермаркета, 94 универсальных магазинов, 2 продовольственных, 24 непродовольственных и 10 торговых центров.

На 01.01.2023 г. в районе действует 12 объектов общественного питания.

Бытовые услуги предоставляют 35 организаций и индивидуальных предпринимателей.

Торговая площадь по продаже продовольственных и непродовольственных товаров составляет 20113 кв. м. В целом по муниципальному образованию обеспеченность торговыми площадями составляет 929,09 кв. м на 1 тыс. человек при нормативе 209 кв. м.

На 1 января 2023 года на территории Осинского муниципального района было проведено 50 ярмарки «выходного дня», 1 тематическая ярмарка и 2 сезонные ярмарки.

В течение года были проведены 4 месячника: месячник по защите прав потребителей, месячник качества и безопасности овощей и фруктов, месячник качества и безопасности мяса и мясной продукции, месячник качества и безопасности пиротехнической продукции. В рамках проведенных месячников организовывалась работа «горячей линии», проводилась разъяснительная работа среди населения посредством публикации статей в газете «Знамя труда» и на официальном сайте администрации Осинского муниципального района.

Ежемесячно администрацией Осинского муниципального района проводится мониторинг цен на фиксированный набор продовольственных товаров (всего 40 наименований). Для определения цен определены следующие организации: магазины «Агат», «Пятерочка», «Цезарь», сеть магазинов «Стимул», «Колосок», «Престиж», магазины федеральных сетей «Хлеб Соль», «Абсолют». Ежемесячный мониторинг цен на фиксированный набор товаров свидетельствует о наличии полного ассортимента товаров первой необходимости в торговой сети района.

В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве со Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области в целях формирования торгового реестра Иркутской области по состоянию на 1 октября 2022 г. в торговый реестр Осинского района внесено 250 объектов, включая объекты, расположенные в 9 торговых центрах. Работа по актуализации торгового реестра ведется постоянно. Сфера розничной торговли Осинского муниципального района характеризуется высоким уровнем развития конкуренции.

1.11. Рынок туристских услуг.

Территория Осинского муниципального района имеет высокий рекреационный потенциал, в связи, с чем растет количество туристских прибытий. Наблюдается развитие событийного и этнографического туризма. На территории района на конец года функционируют 5 коллективных средств размещения. Необходимо создавать современную туристскую инфраструктуру и модернизировать существующую, формировать доступную и комфортную информационную туристскую среду.

В 2022 году организована туристическая тропа Оса – местность Хандагай – с. Унгин (тропа Гэсэра).

За 2022 год количество туристских прибытий на территории района увеличилось против 2021 года на 20% и составило по оценочным данным более 1500 человек. Установленный «дорожной картой» целевой показатель достигнут. Продолжена работа по созданию комфортной среды для туристов.

2. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Осинского муниципального района

Мониторинг включал в себя проведение опросов субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг по разработанным администрацией анкетам.

В рамках проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Осинского муниципального района администрацией Осинского муниципального района проведен опрос:

- опрос потребителей товаров и услуг на товарных рынках - Удовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг и ценовой конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках в Осинского муниципального района;

- опрос субъектов предпринимательской деятельности - Оценка состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности.

Результаты мониторинга представлены в приложении к докладу.


Файлы для скачивания: